Тюменская зарека может стать городом будущего
Старая Зарека может стать экспериментальной площадкой по строительству города будущего без "фантастических" коробок из стекла и бетона, без многоуровневых развязок, которыми бредят проектировщики и чиновники. Это будет город для людей, а не машин. Уже есть концепция. Ее представил тюменцам в конференц-зале гостиницы "Восток" известный российский архитектор-художник Михаил Филиппов, работающий в стиле неоклассицизма. Михаил Анатольевич уверен, что если мы попытаемся вернуться в прошлое, мы сделаем рывок в будущее.
В 1984 году Михаил Филиппов получил первую премию, победив в концептуальном конкурсе «Стиль 2001 года», который проводили японские журналы JA (Japan Architecture) и A+U (Architecture and Urbanism). Еще тогда его идея получила международное признание.
Еще пара цитат из Википедии о Михаиле Филипповиче: "Критически относится к современной архитектуре. В декабре 2009 году в университете имени Алваро Аалто (Хельсинки, Финляндия) выступал с лекцией на тему «Современной архитектуры не существует». В 2016 году архитектор начал работать над «Римским кварталом», застройка которого началась в конце 2016 года. В этой работе Михаил использует принцип двухуровневого города, впервые описанном Леонардо да Винчи".
Такой же подход к созданию двухуровневого города Михаил Анатольевич предлагает реализовать и в Тюмени, но уже в гораздо большем масштабе. В старой Зареке грунтовые воды не позволят строить тоннели и подземные паркинги, тем не менее решение есть - строить дороги на уровне земли, а жилые постройки, дворы, парки и сады на возвышении с планировкой улиц по типу версальского парка, который представляет собой "зеленый город". Все дома в "старом" стиле. Здесь же можно открыть музеи, театры, другие точки притяжения.
Михаил Филиппов обратил внимание на то, что в Тюмени есть потрясающий Мост влюбленных, но сейчас он ведет в никуда. Рядом только Вознесенско-Георгиевский храм и несколько памятников архитектуры. Поэтому было бы логично направить этот мост в город будущего.
- Люди находятся в иллюзиях прогрессизма, - отмечает на презентации концепции развития старой Зареки Михаил Анатольевич. - Давайте вспомним самые выдающиеся явления не только в области культуры, но и искусства, техники, которые произошли в Европе. Это время называется Ренессанс, возвращение. В эту эпоху был сделан невероятный рывок. Как писал Леон Баттиста Альбе́рти главный философ Ренессанса, "нужно вернуться к изящному вкусу древних". Если мы возьмем духовную культуру, то никуда с точки зрения духовной культуры человечество не продвинулось. И эта книга, написанная 2000 лет назад будет актуальна и в будущем.
Михаил Филиппов не призывает отказываться от новых технических достижений, главное для нас не растерять то, что у нас уже есть. В Тюмени много зданий, являющихся памятниками архитектуры. Все их нужно сохранить. По мнению архитектора, даже если старинное здание сильно обветшало и не подлежит реставрации, его можно воссоздать заново. Самое главное, по словам Михаила Анатольевича, это форма. Сейчас никто не задумывается о том, что стены московского Кремля, визитная карточка столицы, были воссозданы после Отечественной войны 1812 года. Есть масса и других примеров.
Застройка старой Зареки начнется с территории бывшей Овчинно-меховой фабрики. Жилые дома планируют назвать в честь известных купцов и меценатов Тюмени. В планах у инициативной группы во главе с застройщиком проведение научных конференций, встреч с местными властями и, конечно же, публичные обсуждения.
Михаил Филиппов о Тюмени
На встрече тюменцы поинтересовались мнением гостя о Тюмени. Михаил Анатольевич признался, что набережная ему не понравилась. Обратил архитектор внимание на тюменский Дворец пионеров.
- Внешний вид дворца, построенное в духе русского классицизма, потрясающий, - отметил Михаил Филиппов. - Но, простите, я надеюсь, здесь не присутствует архитектор, который испортил фасад с тыльной стороны здания, сделав эту стеклянную... мерзость.
Интерьер Тюменского драматического театра архитектор назвал чудовищным, в то же время восторженно отозвался о портике.